Гособоронзаказ

Государственный оборонный заказ представляет собой установленное актом Правительства Российской Федерации задание на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Важность целей гособоронзаказа обуславливает его особенности и усиленный контроль со стороны государства.

Гособоронзаказ и государственные заказчики утверждаются Правительством. Далее заказ размещается на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ (с учетом особенностей Закона N 275-ФЗ), для поиска головного исполнителя. Необходимо отметить, что особенностью гособоронзаказа является то, что помимо основного (головного) исполнителя, предусмотрено участие иных исполнителей. Все они образуют кооперацию, состоящую из трёх уровней: 1) головной исполнитель, заключивший госконтракт с государственным заказчиком; 2) исполнители, заключившие контракты с головным исполнителем; 3) исполнители, заключившие контракты с исполнителями.

Идентификатор государственного контракта по гособоронзаказу

С государственным контрактом тесно связано понятие «идентификатор государственного контракта» (ИГК), который представляет собой 25-значный цифровой. ИГК присваивается каждому госконтракту и содержит информацию о ИГК государственного заказчика, способе определения поставщика, годах заключения и окончания срока действия контракта, порядковом номере контракта. Несмотря на то, что ИГК носит преимущественно информационный характер, он влечет определенные обязанности для поставщиков:

  • указывать его в распоряжениях о переводе денежных средств в порядке, установленном Банком России для указания уникального идентификатора платежа (ч.4 ст.6.1 Закона N 275-ФЗ);
  • включать его в контракты, заключаемые с другими исполнителями (ст.8 Закона N 275-ФЗ);
  • указывать его в счете-фактуре и корректировочном счете-фактуре (ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Отдельные банковские счета

Следующей особенностью гособоронзаказа ввиду повышенного контроля со стороны государства является необходимость открытия специальных банковских счетов (отдельный счет). Он открывается головному исполнителю и исполнителям второго и последующих уровней (для каждого контракта отдельный счет) в уполномоченном банке для осуществления расчетов по заказу в соответствии с условиями контракта. Данный счет предназначен для осуществления расчетов по контракту, поэтому, по общему правилу, списание денежных средств с такого счета допускается только на другой отдельный счет. Однако предусмотрены исключения, когда перевод с отдельного счета допускается на иные банковские счета в целях:

1) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в фонды и иные обязательных платежи в бюджетную систему РФ, установленных законодательством;

2) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию;

3) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством;

4) перечисления прибыли в согласованном сторонами при заключении контракта размере после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

5) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, не превышающем размера прибыли;

6) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по гособоронзаказу и входящими в кооперацию по каждой сопровождаемой сделке (перечень таких иностранных исполнителей составляется головным исполнителем);

7) перечисления денежных средств в согласованном сторонами при заключении контракта размере с целью возмещения в пределах цены контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения гособоронзаказа в случае подтверждения обоснованности данных расходов;

8) перечисления денежных средств в согласованном сторонами при заключении контракта размере с целью возмещения после исполнения контракта в пределах его цены понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения гособоронзаказа, либо необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения гособоронзаказа при условии подтверждения исполнителем обоснованности данных фактических расходов;

9) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

10) совершения разрешенных пунктами 2, 3, 9, 10 статьи 8.4 Закона №275-ФЗ операций.

К данным операциям относятся:

— возврат суммы кредита и процентов по нему, согласованного с государственным заказчиком и перечисленного банком головному исполнителю (исполнителю) для исполнения государственного контракта (контракта), с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке для осуществления расчетов по таким контрактам и на который данный кредит был перечислен, а также процентов по данным кредитам при отсутствии собственных средств у головного исполнителя (исполнителя) и авансирования по контракту; возврат суммы такого кредита с отдельного счета головного исполнителя (исполнителя), открытого в уполномоченном банке для расчетов по контракту, относящемуся к переведенной по основаниям в ст. 8.9 Закона № 275-ФЗ сопровождаемой сделке, полученного на отдельный счет головного исполнителя (исполнителя) по такому контракту, из которого переведена данная сопровождаемая сделка, а также процентов по такому кредиту. Возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним в иных случаях запрещен (п.2);

— перечисление  денежных средств физическим лицам в следующих случаях: а) оплата труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в фонды; б) выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения); в) платы за установление права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), принадлежащим физическому лицу на праве собственности, либо в качестве возмещения (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, а также убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком, производимого в установленном законодательством порядке, на основании уведомления государственного заказчика. Иные перечисления (выдача) денежных средств физическим лицам не допускаются (п.3);

— исполнение исполнительных документов, предусматривающих: а) перечисление  денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; б) перечисление денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), по оплате их труда; в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации (п.9);

— размещение денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора (п. 10).

Статья 8.4 Закона N 275-ФЗ допускает совершение по отдельному счету также следующих операций:

— списание денежных средств на иные счета, открытые в кредитных организациях, в случаях: а) возврата зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили; б) возврата собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет (п. 15);

— единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту (контракту), относящемуся к переводимой по статье 8.9 Закона N 275-ФЗ сопровождаемой сделке, со дня вступления в силу решения Правительства РФ, предусмотренного ч.1 ст. 8.10, или по истечении 60 календарных дней со дня вступления в силу решения Правительства, предусмотренного ч. 1 ст. 8.11 Закона N 275-ФЗ,  в связи с переводом сопровождаемой сделки на отдельный счет, открытый по такому контракту в ином уполномоченном банке, в который переводится сопровождаемая сделка (п.16).

Запрещается статьей 8.4 Закона № 275-ФЗ совершение следующих операций по отдельному счету:

— предоставление ссуд, займов, кредитов (п.1);

— операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц (п.4);

— операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований (п.5);

— приобретение иностранной валюты (п.6);

— покупка ценных бумаг (в том числе векселей) (п.7);

— приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов (п.8);

— предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, контракту (п. 11);

— исполнение договора об уступке (переуступке) права требования (п.12);

— осуществление взаимозачетов (п.13);

— осуществление операций с использованием электронных денежных средств (п.14).

Относительно распоряжения прибылью с отдельного счета необходимо отметить, что возможность её использования появится только после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (выполненных работ, оказанных услуг) (пп. «в» п.2 ч.1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ). Таким образом, если, например, контракт заключен на год и планируется, что он будет состоять из нескольких поставок, использовать прибыль можно будет только после исполнения всего контракта (т.е. после осуществления последней поставки) и предоставления в банк акта приема-передачи.

Ценообразование по гособоронзаказу. Формирование себестоимости

В рамках темы заключения контракта по гособоронзаказу следует затронуть также вопрос ценообразования. Государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу осуществляется по правилам, установленным «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465). Данным Положением регламентированы, в частности, определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по гособоронзаказу, определение начальной (максимальной) цены государственного контракта, государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком, уточнение размера цены и вида цены на продукцию.

Для определения цены на продукцию используется один из следующих методов: метод анализа рыночных индикаторов (в отношении продукция, которая является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информации, распространяемой либо предоставляемой Федеральной службой государственной статистики; метод сравнимой цены (в случае если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию); затратный метод (цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли).

Себестоимость

Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из особенностей поставки (производства) продукции, выполнения работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами; учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат; обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость (п.16 Положения). Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по гособоронзаказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» (Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.02.2019 г. № 334). Себестоимость исчисляется посредством калькулирования — суммирования величин статей затрат (и размера прибыли), которое должно осуществляться преимущественно прямым методом отнесения затрат на себестоимость продукции. При этом затраты на производство продукции следует калькулировать по каждому виду и году производства продукции (п.10 Приказа). Так, например, к затратам, включаемым в себестоимость продукции, относятся:

— материальные затраты (затраты на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), куда относятся, например, приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции; приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом виде; стоимость остатков сырья и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции; оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера; приобретение, доставка, хранение и отпуск используемых в производстве продукции материальных ресурсов на технологические цели; приобретение топлива; производство тары (упаковки) и т.д.) (п.13);

— затраты на оплату труда (затраты на основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции) (п.14);

— страховые взносы на обязательное социальное страхование (п. 15);

— затраты на подготовку и освоение производства (затраты на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты) (п.16);

— затраты на специальную технологическую оснастку (изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения) (п. 17);

— специальные затраты (включаются в себестоимость продукции пропорционально количеству изделий или трудоемкости годовой производственной программы выпуска изделий, если возмещение данных затрат не предусмотрено в рамках отдельного контракта) (п. 18);

— общепроизводственные затраты (затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства) (п. 19);

— общехозяйственные затраты (затраты, связанные с управлением деятельностью организации) (п. 20);

— затраты на командировки (служебные командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции и авторским сопровождением изготовления продукции) (п. 21);

— прочие прямые затраты (затраты по обязательным видам страхования, возникающим при производстве продукции; затраты на инициативные опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы в размере, согласованном с государственным заказчиком, если ранее указанные затраты не были возмещены в соответствии с отдельным контрактом и результаты этих работ используются при производстве продукции; затраты на обращение с радиоактивными отходами и иные затраты, необходимые для поставки продукции по государственному оборонному заказу) (п. 22).

Не включаются в состав затрат при расчете себестоимости продукции следующие затраты (п.23):

— представительские затраты;

— затраты на капитальные вложения в виде затрат по приобретению и (или) созданию объектов основных средств и нематериальных активов, а также затрат, осуществляемых в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, увеличивающих стоимость амортизируемого имущества;

— затраты на участие в выставках, кроме затрат на участие в выставках, связанных с презентацией продукции по гособоронзаказу и включаемых в перечни, утверждаемые в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2007 г. N 339;

— затраты, связанные с содержанием состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

— затраты на рекламу;

— затраты на сувенирную продукцию;

— затраты на участие в симпозиумах, семинарах, конференциях, не связанных с гособоронзаказом;

— затраты по командировкам на территорию иностранных государств;

— затраты на добровольное медицинское и пенсионное страхование работников организации в размере, превышающем 3 процента от суммы расходов на оплату труда, в случае если включение таких затрат в себестоимость продукции приведет к увеличению цены продукции более чем на 0,5 процента относительно цены, не включающей такие затраты;

— затраты организации на оплату имущества, полученного по договорам лизинга, в соответствии с которыми такая организация выступает одновременно продавцом и лизингополучателем указанного имущества;

— затраты на денежное довольствие военнослужащих, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), за исключением случаев, установленных законодательством.

Индексы цен

Еще одним актом, на который следует обратить внимание в вопросе ценообразования по гособоронзаказу, является «Порядок применения индексов цен при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу», утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 апреля 2020 г. № 190.  В соответствии с ним для определения цены на период поставки (включая производство) продукции используются индексы в среднем за год к предыдущему году, доведенные до федеральных органов исполнительной власти — государственных заказчиков гособоронзаказа; Министерства промышленности и торговли РФ; госкорпорации «Роскосмос»; госкорпорации «Росатом»; Федеральной антимонопольной службы, Министерством экономического развития РФ (п.3). На очередной финансовый год и плановый период используются показатели варианта актуального прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период (базовый вариант) (п.3.1). На долгосрочный период, выходящий за рамки планового периода, используются показатели базового варианта актуального прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период (п.3.2).

Так, например к индексам при применении метода анализа рыночных индикаторов, метода сравнимой цены, затратного метода, метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат относятся следующие:

— в случае индексации цены в целом на вооружение, военную и специальную технику, поставляемые по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, — индекс цен производителей на продукцию машиностроения (п. 5.1);

— на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и в рамках государственного оборонного заказа, сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), используемые в производстве (п.5.2): — на очередной финансовый год и плановый период: а) отечественного производства — индексы цен производителей по видам экономической деятельности, б) закупаемую по импорту, стоимость которой определяется в рублях, размер индексации определяется как индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, умноженный на 1,021;

— на топливо: а) для газа природного — индекс регулируемых оптовых цен на газ природный для потребителей, исключая население; б) для нефтепродуктов, угля и мазута, для прочих видов котельно-печного топлива — индексы цен приобретения (п.5.3);

— на энергию: а) индекс цен на электроэнергию на розничном рынке для потребителей, исключая население, — в случае покупки электроэнергии на розничном рынке; б) индекс цен на электроэнергию на оптовом рынке — в случае покупки электроэнергии на оптовом рынке; в) индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги — при покупке тепловой энергии (п. 5.4);

— на воду — индекс совокупного платежа граждан за коммунальные услуги (п.5.5);

— на транспортные затраты: а) на магистральный грузовой железнодорожный транспорт — индекс тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе; б) на другие виды транспорта — индекс тарифов на грузовые перевозки с исключением трубопроводного транспорта (п.5.6);

— на оплату труда или средний размер основной заработной платы работника — индекс потребительских цен, умноженный на реальную заработную плату (индекс изменения) (п. 5.8) и так далее.

Расчет рентабельности по гособоронзаказу. Привнесенные затраты

Стоит также отметить, что часть 3 статьи 8 Закона N 275-ФЗ запрещает головному исполнителю, исполнителю осуществлять действия (бездействия), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, в том числе действия (бездействия), направленные на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией), на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 54 Постановления N 1465 при определении цены на продукцию с применением затратного метода  размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию устанавливается в размере суммы: не более 1 % плановых привнесенных затрат и не более 20 % плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 % плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции. То есть если продукция по государственному оборонному заказу является изделием собственного производства, то норма прибыли будет рассчитывается по максимальной ставке 20 % (плановые собственные затраты), а если товары перепродаются, то норма определяется как 1 % (привнесенные затраты). При этом для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20 % и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5 % себестоимости продукции.

Привнесенными затратами являются затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов) (Постановления N 1465). ФАС России был размещен для общественных обсуждений Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (по состоянию на 29.05.2020) (подготовлен ФАС России, ID проекта 01/01/05-20/00102438), в котором предлагается расширить определение «привнесенные затраты»: привнесенные затраты – материальные затраты (за исключением затрат на изделия собственного производства), затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ, затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат». Однако данное Постановление на данный момент еще не утверждено, поэтому необходимо руководствоваться определением, содержащемся в Постановлении N 1465.

Учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по гособоронзаказу

Правила ведения организациями, выполняющими гособоронзаказ, учета результатов финансово-хозяйственной деятельности установлены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47. Согласно данным правилам, головной исполнитель и исполнитель осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Первичная учетная документация оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу. Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления (п.2).

Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 Правил, к которых относятся:

1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно прийти к следующим основным выводам в части особенностей заключения и исполнения Контрактов по государственному оборонному заказу для Поставщиков:- каждому государственному контракту на исполнение гособоронзаказа присваивается уникальный код (ИКГ), который необходимо указывать в распоряжениях о переводе денежных средств, включать в контракты с другими исполнителями и указывать в счете-фактуре;

— по общему правилу, все расчеты по контрактам ведутся только через отдельные счета, открываемые исполнителям (имеются исключения);

— возможность «вывести» деньги с отдельного счета возникает только после полного исполнения контракта;

—  законодательством предусмотрено государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу, а также размера плановой рентабельности (прибыли) в составе цены;

— учет расходов по контракту в рамках гособоронзаказа и по расходам в рамках обычной хозяйственной деятельности ведется отдельно.

Добавить комментарий