Как исполнителю минимизировать риск расторжения госконтракта?

В 2022-2023 году случаи расторжения госконтрактов участились из-за изменившейся экономической ситуации, отразившейся как на заказчиках, так и на подрядчиках. Турбулентность в экономике сохранится и в 2024 году, поэтому важно вооружиться правовыми инструментами, позволяющими минимизировать риски расторжения госконтракта.

Основной риск подрядчика при расторжении госконтракта – включение его в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В РНП лучше не попадать, так как компании в реестре фактически теряют возможность участвовать в госзакупках по 44-ФЗ, а часто и по 223-ФЗ. Это существенный удар по бизнесу и репутации.

В нашем материале мы расскажем о способах снизить вероятность расторжения госконтрактов, доступных подрядчикам.

Просчитайте риски наперед

Как правило госконтракты заключаются на длительный срок, при этом в современном мире обстоятельства могу кардинально поменяться в течение нескольких месяцев.

Изменить условия госконтракта или расторгнуть его без негативных последствий из-за существенно изменившихся обстоятельств возможно, однако потребуются доказать наличие таких обстоятельств и независимость их от действий подрядчика.

Санкционный аспект

Вопрос, связанный с возможностью признания санкций обстоятельством непреодолимой силы, пока не нашел однозначного разрешения в судебной практике. Выделяется 2 основные позиции:

1
Каждый конкретный случай уникален, нужно исследовать все фактические обстоятельства, чтобы определить их степень влияния на исполнение контракта.

2
Санкции против России действуют с 2014 года, поэтому их нельзя признать достаточным основанием для освобождения подрядчика от обязанностей по контракту (эта позиция превалирует).

 

Но есть и хорошая новость – при добросовестном поведении подрядчика влияние санкций на нарушение контракта может служить основанием для отказа от взыскания штрафа и включения подрядчика в РНП.

Практика

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2023 по делу № А40-287321/2022

В связи с санкциями подрядчик не смог поставить товар в сроки, установленные госконтрактом. Заказчик отказался от госконтракта, Подрядчик попытался оспорить это решение в суде.

Суд первой инстанции постановил, что применение экономических санкций не может быть квалифицировано как обстоятельство непреодолимой силы, в том числе потому, что определенные санкции против России уже действовали на момент заключения госконтракта – в 2021 году.

В апелляции решение было отменено, суд счел санкции 2022 года обстоятельством, освобождающим от ответственности. В кассационной инстанции решение апелляции было отменено, решение суда первой инстанции – оставлено в силе.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 № 17АП-12702/2022-АК по делу N А60-28722/2022

УФАС отказался включать подрядчика в РНП, мотивировав это тем, что неисполнение обязательств по поставке товара было обусловлено двукратным увеличением цены на продукцию, в том числе в связи с введением экономических санкций.

Заказчик попытался оспорить это решение в суде, однако суд встал на сторону подрядчика, согласившись с мотивировкой антимонопольного органа.

Изучите контракт и документацию

Чаще всего госконтракты составляют по типовым формам соответствующего учреждения, и поэтому могут содержать размытые или противоречивые формулировки. На практике часто возникают споры о количественных и качественных характеристиках товара, недостаточно точно описанныхв контракте.

Практика

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 № 09АП-71129/2018 по делу № А40-239604/18

При приемке первой партии лекарственных препаратов выяснилось, что количество препарата, указанное в закупочной документации, по-разному толковалось сторонами госконтракта: заказчик считал, что указано количество упаковок, подрядчик – количество таблеток.

Иными словами, подрядчик обнаружил, что должен поставить в 28 раз больше товара, чем он рассчитывал при заключении контракта.

Суд первой инстанции вынес решение в пользу заказчика, не усмотрев нарушений в закупочной документации. В апелляции решение было отменено, в частности благодаря специальным нормам, применимым к закупкам лекарственных препаратов, которые всегда должны указываться в таблетках/ампулах, а не в упаковках.

Практика

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2016 № 307-ЭС16-8054 по делу № А44-1794/2015

Между заказчиком и подрядчиком по госзакупке на поставку перчаток возник похожий спор относительно толкования единиц товара. Подрядчик считал, что единица товара – это одна перчатка, заказчик – что пара.

Суд отказал подрядчику в иске и постановил, что стороны не имели разногласий в понимании единицы измерения товара, учитывая недвусмысленное указание на парность перчаток как в ГОСТах, так и в закупочной документации.

Сообщите о выявленных несостыковках

До подписания госконтракта важно сообщить заказчику обо всех существенных вопросах и разногласиях, связанных с контрактом. Это можно сделать, направив заказчику запрос о разъяснении или составив протокол разногласий к контракту.

В случае отсутствия ответа на запрос или протокол разногласий, подрядчик вправе подать жалобу в УФАС – подробнее об этом в следующем разделе.

Если проигнорировать эти меры, при выявлении нарушений после заключения контракта суды вряд ли встанут на сторону подрядчика. При этом если существенные данные о заказе не были раскрыты заказчиком в документации, шансы подрядчика на успешное оспаривание возрастают.

Практика

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2015 № Ф08-6358/2015 по делу № А32-5553/2015

Подрядчик обратился в суд, чтобы оспорить положение контракта о неустойке за просрочку поставки. В соответствии с условиями контракта неустойка начислялась на всю сумму контракта, независимо от размера партии, поставка которой просрочена.

Суд отказал в удовлетворении иска, установив, что вся закупочная документация, включая условие о неустойке, была доступна подрядчику до заключения контракта. При этом он не предпринял мер по оспариванию этого условия на этапе размещения заказа.

Практика

Постановление Тринадцатого ААС от 11.11.2015 по делу № А56-21206/2015

В ходе исполнения госзаказа по реализации транспортных средств подрядчик выявил, что номерные агрегаты одного из автомобилей подвергались изменению кустарным способом, о чем заказчик не сообщил. Из-за этого дефекта подрядчик не смог выполнить свои обязательства по госконтракту.

Подрядчик обратился в суд с иском о признании контракта недействительным.
Суд удовлетворил иск в полном объеме.

Обжалуйте закупочную документацию и действия заказчика

Обжалование закупочной документации

Закупочную документацию можно оспорить, подав жалобу в ФАС. На первом этапе, чаще всего, подрядчики прибегают к жалобам в ФАС, так как это наиболее быстрый метод восстановления нарушенных прав – срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней.

Подать жалобу в ФАС может участник закупок, то есть любое заинтересованное юридическое или физическое лицо, начиная со дня публикации информации о закупке.

После истечения срока подачи заявок право подавать жалобы сохраняется только за участниками, подавшими заявки. Направление жалобы осуществляется через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС).

К наиболее частым основаниям жалоб относятся: нечеткие формулировки ТЗ, затрудняющие подачу заявки, избыточные или чересчур детальные требования к подрядчикам и/или характеристикам товара, нарушающие конкуренцию

Например, как указывает ФАС, требования к качеству выше ГОСТа должны быть обоснованы в контрактной документации, иначе их признают неправомерными.

Обжалование действий/бездействия заказчика

Помимо обжалования закупочной документации подрядчик вправе оспорить действия/бездействие заказчика как до, так и после заключения контракта.

Административное обжалование действий/бездействия заказчика, связанных с заключением контракта, допускается вплоть до даты заключения контракта. После этой даты обжалование допускается только в судебном порядке.

Следите за деловой перепиской

Письма лучше звонков

Если вы согласовываете важные нюансы исполнения контракта, постарайтесь зафиксировать их в письменном виде, даже если обсуждение ведется устно.
Например, вы можете отправить краткое письмо по итогам переговоров.

Так вы закрепите договоренность и сможете опираться на письмо, если заказчик в последствии изменит позицию.

Ясные формулировки

Любая договоренность должна быть четко выражена. Постарайтесь следовать этому принципу сами и добиваться того же от заказчика.

Претензии через ЕИС

Важно помнить, что согласно ч. 16 ст. 94 44-ФЗ вся переписка и обмен документами, касающиеся нарушений контракта одной из сторон, должны вестись исключительно через ЕИС. Эта формализованная процедура, помимо прочего, облегчает доказывание позиции пострадавшей от нарушения стороны в суде.

Обращайтесь к профессионалам

Работа с госзакупками полна подводных камней на каждом из этапов этой процедуры.

Квалифицированная юридическая помощь поможет значительно снизить риски, сохранить ваши деньги, время и нервы.

Свяжитесь с нами по телефону +7 (812) 409-49-30, чтобы подробнее обсудить вашу ситуацию и найти решение.

 

Добавить комментарий