Участие в государственных закупках может принести не только удачные и прибыльные контракты, но и стать причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Не только серьезные нарушения могут послужить основанием для РНП, но и чистая формальность.

Если вашу компанию хотят включить в реестр или уже включили в него, нужно привлечь юриста по 44-ФЗ для оказания правовой помощи.

В каких случаях компанию могут включить в РНП

Закон содержит два основания для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может подать документы в ФАС для включения в реестр в следующих случаях:

  • участник закупки уклоняется от заключения контракта;
  • заказчик расторг с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракт – по решению суда или в одностороннем порядке в рамках гражданского законодательства РФ (при существенном нарушении условий контракта).

Какие данные попадают в РНП?

В реестре можно найти следующую информацию по недобросовестному поставщику и проводимой закупке:

  • название и адрес – для компании, ФИО, ИНН – для физических лиц;
  • данные об учредителях и руководителях участника закупки — название, ИНН – для компании и ФИО – для учредителей-физических лиц, челнов коллегиальных исполнительных органов, руководителей;
  • дата проведения закупки – если победитель уклонился от заключения контракта; дата признания несостоявшейся закупки – если единственный участник отказался или уклонился от заключения контракта; дата заключения контракта – в случае если контракт не исполнен или исполнен ненадлежащим образом;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • ИКЗ;
  • дата и основания, по которым расторгнут контракт;
  • дата внесения сведений о поставщике и закупке в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков размещается на сайте госзакупок – в ЕИС. Данные из него может получить любое лицо бесплатно.

Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков

Само название реестра уже говорит о том, что попадание в него негативно скажется на деятельности участника закупки. Согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44 информация о поставщике включается в реестр на два года, а по истечение указанного срока подлежит исключению из него.

Формально закон не содержит каких-либо негативных последствий для компаний и предпринимателей, которые наступают при включении в РНП. Но в подавляющем большинстве случаев заказчики при формировании закупочной документации устанавливают вполне законное ограничение для участников закупки – это отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.  Проще говоря, если вы попали в РНП, то надеяться на победу в других закупочных процедурах не стоит, пока вы не будете исключены из этого реестра.

Кроме того, ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только саму компанию, которая попала в реестр, но и ее учредителей, руководителей.

Так, например, Арбитражный суд Уральского округа указал, что заказчик законно отстранил от участия в закупке предпринимателя, который является учредителем компании, попавшей в РНП (Постановление от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).

Обычным компаниям и предпринимателям также доступны сведения из РНП, которыми они вполне могут воспользоваться при выборе контрагента.

Что делать, чтобы не попасть в РНП или выйти из реестра?

Первое, что стоит сделать – это юридически грамотно вести себя при заключении контракта и при его исполнении. Если вам не хватает познаний в юридических тонкостях государственных закупок по 44-ФЗ, то целесообразно обратиться за помощью к юристу по госзакупкам в Санкт-Петербурге – позвоните по телефону +7 (812) 409-49-30 или напишите на электронную почту info@trdat.ru. Нередко незнание правовых основ может привести к включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Пример. Победитель аукциона должен был подписать проект контракта, но хотел согласовать с заказчиком изменение цены контракта и направил ему протокол разногласий. Но так, как участник закупки не разобрался в том, что собой представляет протокол разногласий к контракту, а содержание его протокола больше походило на отказ от заключения контракта. Так расценил данный документ заказчик и направил в ФАС документы для включения участника закупки в РНП. Антимонопольный орган поддержал позицию госзаказчика и включил участника закупки в РНП.

Не молчите, если объективные причины или действия заказчика не дают вам в полной мере исполнять свои обязательства по контракту или по его заключению. Сообщайте об этом в письменной форме заказчику. Например, технические проблемы (отсутствие электроэнергии на рабочем месте или проблемы с компьютером) не дают вам возможности в сроки, установленные законом, направить подписанный проект контракта заказчику. В этой ситуации постарайтесь предоставить письмо об этом заказчику. Также не забудьте собрать письменные доказательства наличия технических неисправностей или других объективных причин, которые не позволили вам в законные сроки подписать контракт.

Если какие-либо действия (бездействие) заказчика не позволяют вам исполнять свои обязанности по контракту, например, заказчик не оформляет пропуска для ваших сотрудников, чтобы они могли попасть на объект для проведения работ. Об этом также необходимо уведомить заказчика, указав, что данное бездействие не позволяет вам выполнить работы.

Если же заказчик уже расторг с вами контракт или признал вас уклонившимся от заключения контракта и направил документы в ФАС, то тоже не стоит полагаться на то, что антимонопольный орган во всем разберется. Согласно п. 12 Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062) представитель поставщика (подрядчика, исполнителя), сведения о котором хотят включить в РНП, имеет право присутствовать на заседании ФАС и представлять свои возражения по данному вопросу.

Антимонопольный орган будет проверять факты, изложенные в документах заказчика, поэтому участнику закупки или поставщику важно донести до ФАС свое видение ситуации, представить доказательства в свою защиту.

Стоит отметить, что не во всех случаях у поставщика есть возможность на заседании ФАС отстоять свою позицию. Это возможно только если основанием для включения в РНП послужили документы от заказчика в связи с признанием участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, или односторонним отказа заказчика от исполнения контракта. Если же контракт с вами был расторгнут по решению суда, то ФАС проверять ничего не будет и, соответственно, возразить что-то не будет возможности. Такая позиция отражена в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).

Принятое решение ФАС о включении компании или предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжаловано в суде (ч. 11 ст. 104 ФЗ-44).

Судебная практика по включению в РНП

Включение компании или предпринимателя в реестр является своего рода мерой публично-правовой ответственности, поэтому и антимонопольный орган, и суды при решении данного вопроса должны учитывать степень вины поставщика, а также недобросовестность его поведения. Поэтому, если контракт не был заключен в срок или обязанности по нему не были исполнены, но при этом компания действовала добросовестно, то оснований для включения в РНП нет. Рассмотрим несколько примеров судебных решений, когда суды признавали незаконным включение компании в РНП.

Пример 1. Заказчиком был проведен электронный аукцион на выполнение работ. Заказчик разместил проект контракта, а участник закупки должен был его подписать до 27.06.2016 года, вместе в с тем, в проекте контракта было указано, что первый этап работ должен быть выполнен 25.06.2016 года (то есть до конечной даты для его подписания). Участник закупки указал на это заказчику, направив протокол разногласий в последнюю дату для подписания контракта. Заказчик учел замечания участника закупки и разместил новый проект контракта, но сократил в нем сроки сдачи работ, то есть изменил изначальный проект контракта, который был отражен в аукционной документации. Участник закупки снова разместил протокол разногласий, но заказчик отказался от изменения проекта контракта и направил документы в ФАС в отношении участника закупки для включения его в РНП в связи с тем, что последний уклонился от заключения контракта.

ФАС признал обоснованными требования заказчика и включил участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. Но в Арбитражном суде Центрального округа компании удалось добиться отмены такого решения антимонопольного органа. Суд при этом указал, что одной из причин незаключения контракта послужили действия самого заказчика, что следовало учитывать УФАС. В связи, с чем отдавать приоритет одному лишь факту направления первого протокола разногласий на истечение 13-дневного срока, установленного ч. 5 ст. 70 ФЗ-44, оснований не имелось (Постановление АС Центрального округа от 19.04.2017 года по делу №А14-11551/2016).

Пример 2. Признавая требования компании о незаконности решения антимонопольного органа о включении в РНП, суд указал, что в рамках выполнения возложенной на УФАС функции последний был обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения заявителя в РНП. Основанием для включения в РНП является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении. Заказчик направил документы в антимонопольный орган для включения компании в РНП поскольку последняя не предоставила информацию подтверждающую добросовестность компании при заключении контракта. Вместе с тем, суд указал, что не было учтено содержание электронной переписки между участником закупки и заказчиком, в силу которой заказчиком признана удовлетворительной и достаточной информация, подтверждающая добросовестность победителя аукциона, а также удовлетворительным был признан способ предоставления такой информации (Постановление АС Московского округа от 08.06.2017 года по делу №А40-157217/2016).

Пример 3. Суд указал, что проверка должна проводиться по принципу состязательности сторон, который подразумевает под собой проведение открытого заседания в присутствии представителя заказчика и представителя организации, сведения о которой могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков, в ходе которого сторонам должна быть предоставлена возможность изложить доводы в обоснование своей позиции, а представителю организации также должно быть предоставлено право на защиту. Вместе с тем, компания, включенная в РНП, была лишена возможности участвовать в заседании, так как узнало о его проведении только после того, как было вынесено решение.

Также суд отметил, что у компании была объективная причина для неподписания контракта в законные сроки – поломка ЭЦП. С учетом этих обстоятельств суд посчитал, что поведения участника закупки нельзя признать недобросовестным и, значит, основания для его включения в РНП отсутствовали (Постановление АС Московского округа от 13 июля 2017 года по делу №А40-230417/2016).

Пример 4. Компания была включена в реестр недобросовестных поставщиков на основании того, что предоставила банковскую гарантию, которая не была отражена в едином реестре банковских гарантий, а, значит, участник закупки уклонился от заключения контракта. Суд встал на сторону компании и указал, что она осуществляла поиск лиц, имеющих возможность выдать ей банковскую гарантию, обращалась в 3 кредитные организации, а также заключила договор с другой компанией на оказание услуг по содействию в получении банковской гарантии. Учитывая данные обстоятельства, суд указал, что воля компании не была направлена на уклонение от заключения контракта (Постановление АС Северо-Западного округа от 07 декабря 2015 года по делу №А66-19104/2014).

Если вам грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков или ваша компания уже оказалась в нем, то вы можете обратиться за помощью к юристу по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге. На стадии рассмотрения дела в ФАС наши специалисты подготовят возражения и представят ваши интересы на заседании антимонопольного органа. При необходимости судебного обжалования решения ФАС о включении в РНП, юрист подготовит исковое заявление и будет участвовать от вашего имени в судебных заседаниях.

Получить консультацию юриста по госзакупкам и другую правовую помощь вы можете, позвонив нам по телефону +7 (812) 409-49-30 или прислав письмо на электронную почту info@trdat.ru

Судебная практика по арбитражу (44-ФЗ)

Полезные статьи:

Оплата фактически выполненных работ по контракту в рамках 44-ФЗ: положительные примеры в судебной практике

Как взыскать упущенную выгоду/прибыль с Заказчика по 44-ФЗ

Картельный сговор: судебная практика по 44-ФЗ

Практика по взысканию убытков с Заказчика по 44-ФЗ

Расторжение контракта по инициативе подрядчика в рамках 44-ФЗ

Расторжение контракта по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ

Обжалование результатов закупки по 44-ФЗ в ФАС

Как происходит рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ: как правильно оформить и не получить отказ

Судебная практика по строительному подряду в рамках 44-ФЗ