Покупка нового или подержанного автомобиля в автосалоне может обернуться проблемами для его владельца. Разного рода неполадки в недавно купленном авто или в машине, которая уже давно приобретена, могут доставить автовладельцу неудобства. А существенные недостатки могут вообще исключить возможность дальнейшего её использования. В подобных ситуациях закон стоит на стороне автовладельца и предоставляет ему достаточно широкий перечень возможностей отстоять свои права.

Собственникам транспортных средств важно лишь вникнуть в тонкости отстаивания своих интересов согласно закону о защите прав потребителей или доверить эту не совсем простую задачу юристу по спорам с автодилерами. Для автолюбителей Санкт-Петербурга предлагаем услуги нашего юриста, которой подробно расскажет вам об основных моментах борьбы с автосалонами, даст рекомендации относительно ваших действий с учетом конкретной ситуации и при необходимости будет представлять ваши интересы, как на стадии претензионной работы с автосалоном, так и в суде.

Тем, кто решил самостоятельно разрешить конфликт с автодилером или изготовителем рекомендуем ознакомиться с некоторыми важными моментами в защите прав автовладельцев.

Итак, если в вашем авто, купленном в автосалоне, обнаружились какие-либо недостатки, то вы имеете право выбрать один из указанных ниже вариантов действий:

  • заменить машину на такую же, но исправную (замена автомобиля по гарантии);
  • заменить авто на машину другой марки, при этом сумма покупки пересчитывается и у владельца может возникнуть обязанность доплатить, если новое авто будет дороже;
  • уменьшить цену, уплаченную за машину (то есть потребовать с автосалона часть средств, затраченных на покупку, вернуть назад);
  • потребовать, чтобы авто починили или выплатили вам стоимость ремонта, если вы уже самостоятельно обращались для ремонта в другую компанию;
  • вернуть автомобиль в автосалон и потребовать от автосалона вернуть деньги за автомобиль.

К кому обращаться с данными требованиями?

Указанные требования автовладелец может предъявить:

  • в автосалон;
  • уполномоченной организации.

Кроме того, владелец авто может обратиться и к изготовителю с одним из указанных ниже требований:

  • потребовать заменить автомобиль по гарантии;
  • бесплатно починить транспортное средство;
  • вернуть деньги за автомобиль.

В какие сроки можно обращаться в автосалон?

Если у машины возникли неполадки, то указанные выше требования владелец транспортного средства может предъявить в течение гарантийного срока за небольшим исключением.

Исключение. Согласно нормативно-правовым актам автомобиль – это технически сложный товар. Данное обстоятельство необходимо учитывать в спорах с автосалонами.

У покупателя есть всего 15 дней с момента получения машины с недостатками, чтобы:

  • заменить автомобиль по гарантии;
  • заменить машину на другую марку с перерасчетом цены;
  • вернуть автомобиль в автосалон и потребовать от него вернуть деньги за автомобиль.

Если данный срок будет пропущен, то владелец авто может предъявить данные требования только при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • в авто обнаружен существенный недостаток. Таким недостатком признается недостаток, который:
  • нельзя устранить;
  • нельзя устранить без несоразмерных расходов;
  • был выявлен больше одного раза,
  • появился снова после ремонта,
  • другие подобные недостатки;
  • автодилер нарушил сроки устранения недостатков (такой срок не может превышать 45 дней);
  • если автовладелец не смог пользоваться своей машиной больше чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за устранения недостатков в машине.

Обратите внимание! При обращении в указанные сроки обязанность по доказыванию отсутствия недостатков в автомобиле лежит на автосалоне. То есть автовладельцу достаточно обратиться в автосалон и заявить о недостатках в транспортном средстве, и предъявить свои требования. А автосалон в свою очередь, если не согласен с заявлением покупателя может провести экспертизу (покупатель имеет право присутствовать при её проведении и оспорить её результаты).

А что делать владельцу авто, если оно сломалось уже после истечения гарантийного срока? В данной ситуации закон также защищает покупателя. Автолюбитель может обратиться в автосалон с теми же требованиями, что и в период гарантийного срока при наличии двух условий:

  • он сможет доказать, что недостатки в машине возникли до того, как он получил машину в автосалоне или по причинам возникшим до этого момента;
  • недостатки машины были обнаружены не позднее 2 лет после окончания гарантийного срока.

Кроме того, если в автомобиле обнаружен существенный недостаток, то можно требовать от автосалона его бесплатного устранения при наличии следующих условий:

  • автовладелец сможет доказать, что данный существенный недостаток в машине возник до того, как он получил машину в автосалоне;
  • требование можно предъявить в период срока службы авто (если срок службы не установлен, то в течение 10 лет с момента получения авто).

Чем отличается срок службы от гарантийного срока? Как мы видим для автовладельца при выявлении недостатков в машине важно знать чем же отличается срок службы авто от гарантийного срока. Ведь если недостатки выявлены в период гарантийного срока, то владельцу авто не нужно ничего доказывать. Если же это произошло уже после истечения гарантийного срока, но в пределах срока службы авто, то для предъявления требований покупателю нужно будет доказать, что недостатки возникли до того, как он получил авто из салона.

Гарантийный срок на авто – это срок, установленный изготовителем, в течение которого могут быть обнаружены недостатки в товаре и в связи с обнаружением недостатков автосалон (или изготовитель) должны удовлетворить требования автовладельца, указанные в ст. 18 закона о защите прав потребителей. Установление гарантийного срока – это право изготовителя, кроме того, автосалон сам может установить гарантийный срок на авто, если этого не сделал изготовитель.

Срок службы авто – срок, установленный изготовителем, в течение которого он:

  • обеспечивает использование авто по назначению;
  • должен устранять существенные недостатки, которые возникли по его вине.

На практике срок службы машины превышает гарантийный срок на несколько лет и может составлять 6-8 лет в зависимости от изготовителя авто.

Как составить претензию к автосалону?

Если радость от использования машины вдруг омрачилась какой-либо поломкой, необходимо обратиться сначала к автодилеру с соответствующей претензией. В ней необходимо четко указать причину обращения (что именно вас не устроило в автомобиле) и ваши требования, например, вы просите провести ремонт автомобиля или вернуть за него денежные средства. В последнем случае также необходимо указать реквизиты, куда должны быть перечислены денежные средства.

Обязательно делайте претензию в 2 экземплярах, на одном из них представитель компании должен расписаться и проставить дату её получения. Если же автодилер отказывается её принять, то можно направить претензию почтой – заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Сроки для удовлетворения ваших требований будут зависеть от того, какое требование вы выдвигаете и в какие сроки обращаетесь, например:

  • не более 45 дней – устранение недостатков;
  • 7 дней — замена машины (срок может быть увеличен, если требуется дополнительная проверка или требуемого авто нет у автодилера, но не более чем до 1 месяца);
  • 20 дней, если гарантийный срок истек, но обращение последовало в течение срока службы (или 10 лет с момента получения авто).

От того, насколько грамотно составлена претензия к автодилеру зависит и его решение и при необходимости дальнейший исход судебного разбирательства. Далеко не всегда в автосалоне готовы добровольно удовлетворить претензию покупателя. Но вероятность того, что они это сделают, существенно увеличивается, если перед ними будет претензия, составленная юристом по спорам с автодилерами. Судебная практика показывает, что автодилер теряет гораздо больше, если не хочет в добровольном порядке удовлетворять претензию покупателя. А грамотно составленная юристом претензия даст понять представителям компании, что у автовладельца серьезные намерения – вплоть до обращения в суд.

Что можно взыскать с автодилера?

Безусловно, многое будет зависеть от того, с какими требованиями вы обратились к автодилеру, хотите ли вы вернуть автомобиль в автосалон или просто отремонтировать его. Рассмотрим на примере какие платежи можно потребовать с автодилера, в том случае, если вы захотели вернуть деньги за автомобиль.

Итак, при возвращении авто в автосалон вы имеете право потребовать следующие выплаты:

  • стоимость автомобиля (обратите внимание, автодилер должен вернуть вам стоимость нового авто на дату осуществления возврата).

Если ваши требования автодилер не удовлетворил в добровольном порядке, то к указанным выше требованиям в суде вы можете добавить следующие выплаты:

  • неустойка в размере 1% от стоимости авто за каждый день просрочки (цена определяется на день вынесения судебного решения или на день добровольного удовлетворения требований);
  • штраф за отказ от добровольного удовлетворения требования автовладельца – 50% от суммы, которая будет присуждена судом (данный штраф также идет в пользу автовладельца);
  • убытки, причиненные автовладельцу в связи с использованием транспортного средства;
  • компенсацию морального вреда;
  • расходы на юриста.

Примеров из судебной практики, когда автовладелец получал достаточно неплохие деньги помимо стоимости самого автомобиля, немало.

Пример. Городской суд Санкт-Петербурга в Апелляционном определении № 33-12624/2014 от 28.08.2014 подтвердил законность требований автовладельца к автосалону. Покупатель приобрел автомобиль Ниссан и в течение гарантийного срока выявил недостаток (посторонний звук в моторном отсеке при работе двигателя). По этому поводу покупатель обратился в автосалон для проведения ремонта, но так как срок ремонта был нарушен (длился 48 дней вместо положенных 45), то автовладелец обратился к импортеру с требованием расторгнуть договор продажи авто и вернуть деньги. Не получив деньги в срок, собственник авто обратилась в суд. Автовладельцу все-таки удалось отстоять свои права и взыскать с ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг рус» стоимость нового авто, неустойку, штраф, правда не с первой попытки, а только в апелляционной инстанции.

Пример. Кемеровский областной суд отказал в удовлетворении жалобы автосалона и указал на законность требований собственника транспортного средства (Апелляционное определение от 27.01.2015 по делу № 33-13683). Истец приобрел в автосалоне автомобиль Toyota Rav 4, но в период его эксплуатации в моторном отсеке произошел пожар. В связи с чем автовладелец воспользовался услугами эвакуатора. В суде автовладельцу удалось взыскать с автосалона: стоимость авто, неустойку за просрочку удовлетворения требований, затраты на дополнительное оборудование (сигнализация), затраты на эвакуатор, компенсацию морального вреда, штраф.

Вернуть автомобиль в автосалон и получить за него деньги или предъявить иные требования не всегда просто и быстро. Обратитесь в нашу юридическую компанию в Санкт-Петербурге, и юрист по спорам с автодилерами окажет вам следующую помощь:

  • подготовит претензию к автодилеру;
  • будет выступать от вашего имени в переговорах с автодилером;
  • соберет полный пакет документов для обращения в суд;
  • будет представлять ваши интересы в суде;
  • будет сопровождать этап исполнительного производства.